18+
 +1° 3 м/с
USD ЦБ 92.2628
EUR ЦБ 99.7057
личный кабинет
сегодня: 29 марта, пт

Новости Культуры в Перми

Мария Кубланова: «Текстура» поможет поставить Пермь на карту мира»

  • 16 сен 2010 16:53
  • 0
  • 343

Исполнительный директор фестиваля "Текстура" Мария Кубланова рассказала о том, какими свежими идеями заряжен фестиваль и почему он органично впишется в культурный контекст Перми.

18 сентября в Перми откроется первый фестиваль кино и театра о современности «Текстура». На протяжении десяти дней публика посмотрит десятки лучших российских и зарубежных фильмов и спектаклей. Многие кинокартины программы не имеют копий для коммерческого проката, так что большинство кинопоказов в Перми будут эксклюзивными.

Исполнительный директор фестиваля Мария Кубланова рассказала NewsPerm о том, какими свежими идеями заряжена «Текстура» и почему она органично впишется в культурный контекст Перми.

Мария, почему именно Пермь стала местом проведения такого масштабного фестиваля, как «Текстура», ведь он заявлен как международный, так почему не Москва или Санкт-Петербург?

Мы чувствуем, что сегодня в Перми культура является мощнейшим ресурсом в развитии региона. И мы готовы включиться в этот процесс. Не только за счет фестиваля. В декабре 2009 года в Перми Эдуард Бояков открыл театр «Сцена-Молот», который работает с современными текстами и с современными драматургами, молодыми режиссерами. Именно такой акцент на исследовании современности нас очень интересует. С этим же контекстом мы работаем и в Москве, в театре «Практика». Этой же тематике был посвящен фестиваль «Новая драма», он с успехом проводился семь лет. И мы решили сделать «Текстуру» в Перми, потому что здесь есть динамика развития, это поможет реализовать цели фестиваля, «вытащить» для зрителя современность, вызвать на дискуссию, размышления. «Текстура» это более масштабный фестиваль, поскольку на «Новой драме» заострялось внимание преимущественно на текстах, они были основой конкурса.

Тем не менее, можно ли говорить о том, что «Текстура» - это продолжение «Новой драмы» или это все же абсолютно разные фестивали?

Их нельзя ни отождествлять, ни называть «Текстуру» продолжением «Новой драмы». Дело в том, что «Текстура» рассматривает, в том числе, и те смыслы, работает с теми ресурсами, что и фестиваль «Новая драма». Но «Текстура» все же шире и по жанру, и по масштабу поставленных задач. Фестиваль «Новая драма» был необходим в России именно на том этапе, когда в стране практически не работали современные драматурги, когда количество современных постановок в российских театрах приближалось к нулю. Вот тогда «Новая драма» послужила собирателем свежих идей и творческой энергии. Фестиваль образовал пространство для нового общения. Это была его главная миссия. А уже когда сформировалось определенное культурное поле и в нем начали творить в разных форматах, воплощать новые идеи разные авторы, тогда начал формироваться такой маленький-маленький «огородик», на котором художники получили возможность «возделывать новую почву».

«Текстура» ставит уже другие задачи. Прежде всего, это фестиваль – конкурс лучшего, что сделано современными авторами. Перед ним не ставится цель - презентовать. Его задача – провести некую экспертизу.

Откуда такое название – «Текстура», что оно означает в контексте фестиваля?

«Текстура» сфокусирована на тексте, но вместе с тем, она представит мощнейшую театральную и кинопрограммы. И если говорить о задачах этого фестиваля – это как раз в исследовании текстуры, материи, фактуры современности. Отсюда и название фестиваля – «Текстура». Нам интересно посмотреть, какова она в современном искусстве, в современном театре, в современном кино. Каким образом текстура современности отражается в драматургии, сценариях, которые затем становятся основой для фильмов и театральных спектаклей.

Где-либо еще в провинции вы занимаетесь организацией подобных фестивалей?

В Перми я много работаю над другим фестивалем – «Пространство режиссуры». Это международный театральный фестиваль, который пройдет в октябре, сразу после «Текстуры». Программа отличная – спектакли из Франции, Швейцарии, Латвии, Израиля. Этот проект мне тоже очень интересен, я жду фестиваля. Весной этого года провели в городе фестиваль театра для детей «Большая Перемена», в 2011 году планируем уже вторую «Большую Перемену» в Перми.

Ну а сейчас «Текстура» для меня является главным проектом. На него уходит много сил и времени. Хочу подчеркнуть, что «Текстура» это не московский проект, перенесенный в Пермь. Мы задумывали его именно как пермский проект. Сейчас он только рождается, и в том числе, благодаря усилиям приезжающих из Москвы людей. Но задуман, «заварен» и рожден проект будет благодаря энергии города, тех людей и специалистов, которые живут в Перми.

Не секрет, что тот или иной фестиваль во многом перенимает черты города, где проводится и начинает ориентироваться на его потребности. Так фестиваль начинает жить и дышать, и только в этом случае он сможет действительно что-то дать городу.

Помимо конкурсной программы фестиваля мы хотим создать дискуссионное поле. Каждый день будут проходить дискуссии, на каждой из которых будет модератором один из членов Совета фестиваля. Участвовать в обсуждении может любой желающий. Тема дискуссий будет так или иначе касаться тех фильмов и спектаклей, которые прошли накануне.

Почему в «Текстуре» сошлись два, казалось бы, разных жанра – кино и театр? Как правило, они становятся опорными точками разных фестивалей.

Не секрет, что сегодня кино и театр довольно сильно переплетаются, между этими жанрами начинает стираться грань. Очень часто интересные современные киноленты снимаются по сценариям современных драматургов, которые в основном пишут для театра. С другой стороны, театр пытается как-то «выжить» в современных условиях, когда сценическая традиция, не буду говорить, что умирает, но стремительно затухает. Театр пытается использовать современные аудиовизуальные, мультимедийные технологии для создания пространства, атмосферы специфического театрального переживания. Вот почему в фокусе «Текстуры» весь современный контекст.

Кто формировал конкурсную программу?

Над ней работали программные директоры. Их четверо - по одному человеку на каждое из направлений – кино, театр, драматургию, сценарии. Был сформирован и Совет фестиваля. Коллегиальным решением членов Совета определен состав жюри, которое отсмотрит все конкурсные работы и даст свою оценку. Хочу отметить, что у «Текстуры» необычное для фестивалей правило – все члены Совета совершенно открыто могут высказывать свое мнение о том или ином фильме или спектакле до официального заседания жюри.

Какого зрителя вы ожидаете увидеть в залах, на какую аудиторию нацелен фестиваль?

«Текстура» - для всех, кто интересуется современным искусством. Сложно говорить о конкретной возрастной или профессиональной аудитории. В основном, думаю, что это будут активно работающие люди, скорее, молодого и среднего поколения. Хотя очень часто, если говорить об аудитории московского театра «Практика», актуальным искусством интересуются и люди старшего поколения.

Дело в том, что «Текстура» - не поколенческая вещь. Определяющую роль играет интерес зрителей к современной культуре. К примеру, люди, которые ходят в музей современного искусства «PERMM», безусловно, являются зрителями фестиваля. И те, кто летал на концерт «U-2» в Москву, или ходит в оперный театр и смотрит спектакль «Один день Ивана Денисовича», те, кто приезжал в Хохловку на фестиваль «KAMWA» - тоже могут стать аудиторией «Текстуры». То есть охват фестиваля очень большой.

Будет ли «Текстура» меняться год от года, акцентироваться на определенных темах?

Меняться, да, конечно. А акцентироваться на конкретных темах - думаю, что нет. Хотя, безусловно, у фестиваля могут быть разные пути развития. Я могу предположить, что когда-то программа может сфокусироваться на современном кино и театре определенной страны, но, скажем, уклона в сторону темы любви, войны, смерти, и прочих, у «Текстуры» точно не может быть. В этом случае фестиваль начнет выполнять уже другие задачи.

Фестиваль еще не имеет истории, он будет проходить в первый раз. Тем не менее, в нем уже принимают участие иностранные авторы. Как удалось увлечь их идеей этого начинания?

Интерес к фестивалю, действительно, уже огромный. Особенно когда рассказываешь коллегам о «культурной революции», которая сейчас происходят в Перми. И людей это привлекает. Вообще, Пермь имеет уникальный контекст, здесь есть очень интересные, сильные традиции. С одной стороны это индустриальный город. А с другой, в годы войны, благодаря эвакуации Мариинского театра, в Перми были заложены балетные традиции. А Дягилевские сезоны… Это ведь грандиозное театральное событие, которое вышло не только за пределы Перми, но и за пределы России. Кроме того, Пермь один из немногих городов, в котором проводится фестиваль документального кино такого высокого уровня, как «Флаэртиана». И это существовало еще до того потока культурных событий, которые теперь хлынули в город. Международные участники с удовольствием принимали приглашение приехать в Пермь и проявить себя на фестивале.

Есть у вас свой фаворит в программе фестиваля? Что из программы «Текстуры» вам больше всего хочется увидеть?

Сложно ответить на этот вопрос. Мне интересно посмотреть как в целом все фильмы и спектакли выстроятся в ряд в рамках программы, интересно какое впечатление останется после всего увиденного. Если говорить о конкретных симпатиях, я бы выделила спектакль «Бытие № 2» Ивана Вырыпаева. Это один из самых любимых спектаклей, из тех, что я когда-либо видела. Он будет представлен в рамках программы «Имя», как и работы другого режиссера в этой категории - венгра Корнеля Мундруцо.

Но фестивали имеют обыкновение заканчиваться. Какой след, на ваш взгляд, должна оставить «Текстура»? Какие ожидания вы связываете с пермским культурным пространством?

Считаю, что «Текстура» как раз тот фестиваль, который может помочь поставить Пермь на карту мира. Надеюсь, что она поможет городу дальше развиваться, формировать культурный контекст и, главное, зрителя. Ведь для того, чтобы случилась та «культурная революция», о которой сейчас так много говорят, самое главное – это работа со зрителем, с людьми, которые так или иначе начинают знакомиться с современным искусством, театром, кино.

Хотя «Текстура» это пилотный проект, но мы будем его развивать, в том числе за счет приглашения известных профессионалов театра и кино. Мы хотим, чтобы «Текстура», как и театр «Сцена-Молот», который в каком-то смысле является постоянно действующим «помощником» фестиваля, работала на формирование нового зрителя. Мы чувствуем, что в Перми есть информационный «голод» в отношении актуального киноискусства и театра. Это неправильно. Потому что если какие-то процессы уже начали формироваться и развиваться, им нужно «питание». Нельзя не поливать почву и ждать, что на ней вырастет цветущий сад. Чтобы он вырос, им нужно постоянно заниматься. Если перенести это сравнение на сферу культуры, нам кажется, что фестиваль «Текстура» как раз может выполнить такую миссию «садовника».

А еще нам очень интересно посмотреть, как пермяки воспримут то, что мы предлагаем как качественный образец современного искусства. Мы призываем и зрителей, и экспертов давать свои оценки всему происходящему на фестивале. В современном искусстве, на мой взгляд, сейчас не хватает такого открытого высказывания мнений, полемики.

Новости Перми  в  Telegram  - узнавайте первыми.

ВОЗМОЖНО, ВАМ ПОНРАВИТСЯ

Фото и видео репортажи





загрузка карты...
НОВОСТИ ПЕРМИ
 «Новости Перми» - информационный общественно-политический портал - все новости о Пермском крае и Перми. Круглосуточная лента новостей. Фото- и видео. Источник оперативной и достоверной  информации о городе Перми и Пермском крае. 

Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Выходные данные: Свидетельство о регистрации средства массовой информации  ЭЛ №ФС77 - 49786  выдано 10 мая 2012 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Сетевое издание NewsPerm.ru, адрес редакции: 614000, г.Пермь, ул.Монастырская 12а-252, тел. +7(342) 201-77-37, e-mail:
info@permnews.ru, учредитель:ООО"Ньюс Медиа", главный редактор Ходаковский Р.Л.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Информация о погоде предоставлена порталом Gismeteo.Ru
Возрастное ограничение 18+