Фото: Дмитрий Санин
25 ноября во Дворце молодежи города Перми прошел заключительный музыкальный марафон международного фестиваля «Джаз-лихорадка». До этого в течение месяца, по субботам, а затем 4 дня подряд пермская музыкальная элита праздновала 90-летие советского джаза.
По уже сложившейся традиции, первым сыграл пермский брасс-квинтет «Аристократы». После идеально исполненных композиций Генриха Терпиловского «Джаз-Лихорадка» и Billy Strayhorn’s «Take the А train», своеобразных визитных карточек этих авторов, бессменный ведущий гала-концерта музыкальный критик Владимир Фейертаг объявил фестиваль открытым.
Приглашенный на сцену пермский пианист Виталий Коваленко исполнил три композиции. Одна из них – джазовая аранжировка известной мелодии «Лев и Брадобрей» из фильма «Мэри Поппинс, до свиданья!» Максима Дунаевского – заставила зал пританцовывать сидя.
Интерес у неискушенной публики также вызвал «Holland Jazz Quintet», но монотонность исполнения и однообразность мелодий музыкантов-любителей из Нидерландов не смогли надолго удержать внимание зрителей. Недоумение вызвали выполненные в виде клубных гербов и прикрепленные к лацканам пиджаков значки ВЛКСМ. То ли это стилизация под «советский джаз», то ли в Европе верят в то, что мы построили коммунизм.
Ксения Цаплина под аккомпанемент группы «Freud’s Brothel» пыталась покорить пермских любителей нетривиальной музыки своим вокалом. Но то ли «слышали мы и лучше», то ли голос не соответствовал заявленному... Хотя в Екатеринбурге эта исполнительница является действующим резидентом клуба «EverJazz».
Вышедший следом пермский коллектив «So[Fix]» сразу поднял планку, показав высокий уровень профессиональной подготовки музыкантов, а вокал Марии Галавуры заставил находящихся в зале «превратиться в слух». Нужно сказать, что этому есть простое объяснение: уже четыре года «So[Fix]» считается одной из лучших концертных групп в городе. Правда, их стиль фьюжн джаз только напоминает.
В завершении программы джазовые стандарты и авторские мелодии исполнили пермский «Gold Middle» и немецкий «Big Band Berenbostel». Оба коллектива относятся к непрофессиональным. Если первый состоит из студентов и преподавателей музыкального колледжа «в примерно равном соотношении», то второй – полностью студенческий, за исключением их бессменного руководителя. Владимир Фейертаг открыл зрителям секрет: в Нижней Саксонии, как и в самой Германии, не существует министерства культуры. А так как привычного российским деятелям культуры источника финансирования нет, то немецкие студенты приехали в Пермь по собственному желанию и за деньги, выделенные государственной организацией, занимающейся поддержкой непрофессиональных музыкантов. В России такой организации нет, но профессионалов, как и в Германии, никто не поддерживает.
Кстати, Фейертаг открыл и нам секрет — чем, по его мнению, отличается российский джазовый фестиваль от зарубежного: «Я понимаю всю коварность вашего вопроса. И все же рискну ответить. Везде случаются перехлёсты, т. е. не соблюдается формат. На Западе очень сильна тенденция ухода в экономически выгодную музыку… Например, может быть двухнедельный джаз-фестиваль, на 12-й день которого выступает рок-группа «Deep Purple». Публика кардинально меняется, приходит новая. И выясняется, что всё это делается ради кассы».
В общем, чем все и занимались более четырех часов. Без антракта. Джаз, слава богу, не знает временных ограничений и даже не находится в прямой зависимости от денег. Рожденный свободным, он не может изменить себе, потому что, как говорил Сергей Довлатов, «джаз — это мы сами в лучшие наши часы».
Фестиваль закончился, но джаз остается с нами «по средам на баррикадах» в ДК Молодежи, джаз-салоне «Хрустальный лев». Его бережно хранит ученик Генриха Терпиловского, директор некоммерческого партнерства «Пермский творческий союз музыкантов и любителей джазовой музыки» Валерий Протасевич.
Для отправки комментария зарегистрируйтесь на нашем сайте
если зарегистрированы на нашем сайте:
Если вы считаете, что этот комментарий необходимо удалить с сайта, то сообщите нам об этом и укажите причину удаления: