18+
 +3° 1 м/с
USD ЦБ 92.1314
EUR ЦБ 98.7079
личный кабинет
сегодня: 26 апреля, пт

Новости Культуры в Перми

Тэм Булатов: «Мы хотели, чтобы все знали группу Lumen из Уфы»

Фото: Новости Перми
Автор: Дмитрий Титов

Уфимская группа Lumen, начавшая свою историю в далеком 1998 году, сейчас без преувеличения является легендой русского рока. «Новости Перми» поговорили с фронтмэном Lumen Тэмом Булатовым о том, как пробиться молодой группе, почему рок не популярен, а также вспомнили некоторые моменты пермской рок-истории.

 - Группа Lumen существует 15 лет. Можете вспомнить знаковые моменты самоопределения, рубежи? В какой момент поняли, что теперь точно все получится?
 - Никогда не пытались анализировать и никогда не успокаивались, не думали, что теперь точно все пойдет как надо. Каждая веха — это альбом. Альбом, тур, альбом, тур. Переломный момент — выход первого альбома.

 - В Пермском крае в Чернушке проходит фестиваль «Южная Зона», в аннотации к которому указано, что когда-то давно группа Lumen выступала на сцене этого фестиваля. Чернушинцы говорят, что именно там группа была замечена. Это был 2002 год, фестиваль тогда назывался «Безграничный рок». Можно ли сказать, что именно с Пермского края начались шаги к успеху группы Lumen?
 - Скажу честно: мы в то время бывали на огромном количестве фестивалей, и я не думаю, что именно «Безграничный рок» очень сильно нам помог. С одной стороны, было весело. Фестиваль проходил в Чернушке на ипподроме после пары недель проливных дождей. Это был грязедром на конедроме и там было очень немного людей, потому что все действо было по колено в грязи и под проливным дождем. Сам по себе фестиваль проходил здорово, но какого-то большого резонанса не вызвал.

 - Что вас вдохновляет на творчество? Как происходит творческий процесс?
 - Вдохновляет жизнь. Как происходит творчество — необъяснимо. Творческий процесс это вещь, которая алгоритмизации не подлежит. Можно сравнить с тем, как происходит пищеварение. Ты пережевываешь пищу, проглатываешь, она попадает в желудок, готовится к поступлению в кишечник, где будет усваиваться. С творчеством точно также. Вроде бы все понятно: появляется идея, приобретает форму, изменяется и в конечном итоге получается что-то. Я очень надеюсь, что у нас на выходе получается совсем не то, что получается в результате пищеварения (смеется). Но если сопоставлять эти два процесса, то очень многое зависит от того, что ты «съел».

 - Что нужно сейчас молодой группе, чтобы заявить о себе? 
 - Не сдаваться. Тот, кто не сдается, остается в положении только с одним выходом. Когда ты понимаешь, что у тебя в кармане последние сотни рублей, когда все входы и выходы перекрыты, а ты не готов отложить гитару и микрофон и пойти по объявлению искать себе работу, то это очень мощно подстегивает, голова начинает соображать, что еще сделать. А сделать можно очень много. Играть в родном городе в каком-то месте на регулярной основе, чтобы у тебя появились первые слушатели и минимальная поддержка. Если есть люди, которым действительно нравится твое творчество, они за тебя и без тебя будут его продвигать. В современном мире чтобы найти соответствующую площадку достаточно зайти в сеть и задать поисковый запрос. В соседнем городе тоже будут рады пригласить ребят, которые будут согласны играть за дорогу и еду. Мы точно также начинали, заявляли о себе через фестивали. Сейчас мы сами в третий раз проводим конкурс-фестиваль «Рок-смена», к участию в котором приглашаем молодых и неизвестных музыкантов, из них мы выбираем самых перспективных на наш взгляд. Все новости на эту тему можно узнать в нашем официальном паблике и на нашем официальном сайте. Вот так теперь бывает, а когда-то давно в Перми, например, был фестиваль «Большой закамский ответ». На него нас пригласила группа «Та сторона моста», с которыми мы познакомились на фестивале в Магнитогорске. Точно также мы ездили в город Лесной в Свердловской области.

 - Получается, сейчас молодым проще? Зашел в интернет, все нашел, со всеми созвонился. В то время, когда начинали вы, таких возможностей не было.
 - Нет, молодым сейчас не проще. Раньше коммуникации были, просто они работали по-другому. На фестивалях знакомились с коллективами, мы им нравились, они нравились нам, нас приглашали на фестивали, на которые мы добирались за свой счет, за участие тоже ничего не получали. Мы бесплатно катались вокруг Уфы года четыре, может быть, пять лет. Это через 15 лет я понимаю, что мы занимались своим продвижением, а тогда мы просто делали то, что любили больше всего на свете. Нам нужны были слушатели. Мы хотели, чтобы все знали группу Lumen из Уфы, которая играет нормальный классный рок. Это была самая главная цель.

 - Неизменно на пути к такой цели встает осуждение окружающих, речи типа «Хватит заниматься ерундой, найди себе нормальную работу».
 - Мы были студентами, с точки зрения родителей были при деле. Учились неплохо, так что вопросов не возникало. Мы могли себе это позволить, но как только студенчество закончилось, стало нужно определяться. Я учился в вузе, ребята в ссузе. У нашего барабанщика Дэна момент определения наступил на два года раньше, чем у меня. Он кем только не работал: охранником, рабочим на стройке, машины заправлял. Это всегда была бесперспективная работа, которая позволяла много времени заниматься музыкой. Перспективы и ставка была только одна. Переход с одного уровня на другой требует огромных временных инвестиций. Ты должен перейти с уровня группы, которую знают в родном городе, на уровень группы, которую знают хотя бы в регионе. Мы через это тоже прошли. «Наше радио» замечательно нам помогло выйти на уровень охвата их радиосети, но перед этим о нас знали уже не только в Уфе, но и в Оренбурге, Екатеринбурге, Перми, Магнитогорске. Везде, куда мы могли добраться, мы добирались. Выход песни в эфире «Нашего радио» тоже не означал, что все случилось. Если посмотреть сборники «Нашествия», мы были в 12-ом шаге. До этого и после этого там было много молодых групп, половина из которых уже не существует, хотя они были и в ротации, и в сборниках, выступали на «Нашествии», но не сделали следующий важный для себя шаг.

 - Чтобы добиться этой цели в момент определения все члены группы должны прийти к «единому знаменателю». Не всем это удается, но вам удалось. Как?
 - Мы просто поверили в себя. Уверенность приходит во время концертов, когда ты видишь реакцию людей на собственное творчество, когда видишь, что людям это нравится, что им это нужно. Это придает тебе силы, остается дело за малым: приехать в любой город, собрать людей, которые любят рок, и показать им, что ты умеешь. Молодым коллективам сначала нужно трезво оценить свои силы, опять же, на концерте, которые нужно играть регулярно. Группа, которая не играет концертов, это не группа. Можно даже альбомы не записывать. Нужно выступать хотя бы раз в месяц, от этого будет толку в миллион раз больше, чем от записанного альбома. На концерте можно видеть реакцию людей, играть новые песни, смотреть, что у вас получается. К содержанию первого альбома мы пришли, когда у нас было уже песен 50. Из них мы записали 18 самых-самых, потом еще несколько взяли для второго альбома, а остальные благополучно забыты, потому что со временем они нам показались неудовлетворительными. Каждый художник, каждый музыкант — он слеп. Когда он творит, ему нравится то, что он делает, он считает, что это хорошо, но это не значит, что это действительно так. Это может быть гениально, но не нужно людям прямо здесь и сейчас, а художнику кушать хлеб нужно прямо здесь и прямо сейчас (смеется). Ежемесячный концерт может стать лакмусовой бумажкой. Месяц за месяцем собирать 10 человек даже в маленьком зале... Это лучше всяких слов объяснит даже самому твердому человеку, что что-то не так.

 - А куда же пристроить это гениальное? Оно же не может пропадать просто так. Юрий Шевчук говорит, что не нужно идти на поводу у зрителя, но и хлеб прямо сейчас кушать нужно. Как быть?
 - К счастью или к сожалению, мы не сочинили чего-то такого гениального и не нужного людям.

 - Возможно, получилась обратная ситуация — аудитории очень даже нужно, но она не может это получить. Например, песня «Государство», которую не услышишь радиостанциях. В последнее время в связи с возросшей политической активностью населения она очень актуальна.
 - Точно также вы не услышите песни группы «Крематорий». Изредка на «Нашем радио», хотя там протеста нет никакого. Точно также песни групп «Калинов мост», «Чайф», ДДТ, «Алисы», Земфиры и других легенд русского рока, список я могу продолжать долго. У них огромная аудитория, но их нет в широком информационном пространстве. Дело не в каком-то заговоре и Большом брате, а в условиях рынка. Рок-музыка — не самая популярная музыка в стране и, на мой личный взгляд, самая дохлая для коммерции и коммерческого продвижения. Состоявшиеся и успешные рекламодатели слушают другую музыку, среди них очень мало рокеров, а те рокеры, которые есть, они понимают, что рокеров в стране мало, и идут заказывать рекламу где-то еще, а не только там, где крутят рок. Поэтому рок-музыки и сейчас мало, и будет мало до тех пор, пока история не совершит очередной виток. Нашей песни нет на радио и телевидении не потому, что у нее такое содержание, а потому что там нет рока в принципе.

 - Напоследок вопрос, традиционный для всех пермских журналистов. Вы, как человек, выросший в соседнем регионе, видевший Пермь и раньше, и сейчас, можете «взглянув со стороны» оценить, как меняется наш город, публика в нем?
 - Про город мне сказать сложно, я его практически не вижу, когда приезжаю, а публика меняется. Есть развитие, и оно абсолютно четко совпадает с тем, как меняется публика по всей стране. Если вспоминать начало 2000-х годов, то в Перми было как в Уфе и других городах. Сильно чувствовалось влияние русского рока на рок в принципе. Спустя больше чем десять лет все совершенно иначе. Есть много субкультур, есть влияние зарубежного рока на всю рок-культуру, есть больше возможностей познакомиться с тем, как рок проявляет себя в мире.

Новости Перми  в  Telegram  - узнавайте первыми.

ВОЗМОЖНО, ВАМ ПОНРАВИТСЯ

Фото и видео репортажи





загрузка карты...
НОВОСТИ ПЕРМИ
 «Новости Перми» - информационный общественно-политический портал - все новости о Пермском крае и Перми. Круглосуточная лента новостей. Фото- и видео. Источник оперативной и достоверной  информации о городе Перми и Пермском крае. 

Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Выходные данные: Свидетельство о регистрации средства массовой информации  ЭЛ №ФС77 - 49786  выдано 10 мая 2012 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Сетевое издание NewsPerm.ru, адрес редакции: 614000, г.Пермь, ул.Монастырская 12а-252, тел. +7(342) 201-77-37, e-mail:
info@permnews.ru, учредитель:ООО"Ньюс Медиа", главный редактор Ходаковский Р.Л.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Информация о погоде предоставлена порталом Gismeteo.Ru
Возрастное ограничение 18+