Фото: Новости Перми
С таким названием 31 января открылась выставка в Музее советского наива. Кураторы – екатеринбуржцы политолог Дмитрий Москвин и искусствовед Марина Соколовская – решили показать визуальный и вербальный образ Ленина, бытующий в постсоветском пространстве, конечно же, не без «участия» мифа, созданного после смерти вождя пролетариата.
При входе в музей сразу оказываешься перед картиной Геннадия Мосина и Миши Брусиловского «1918», за которую художников чуть не посадили, потому что она не укладывалась в «прокрустово ложе» соцреализма и не была похожа на «иконы» вождя, создаваемые Владимиром Серовым – председателем Союза художников РСФСР в 60-е. Рядом – стеклянный «Замороженный лидер», созданный Марией Кошенковой полвека спустя.
На выставке собраны работы разных лет – начиная с 30-х и заканчивая нашими днями. Многое привезено из Екатеринбурга, но часть экспонатов предоставила из своих фондов Пермская галерея. К сожалению, не добрались до «пункта назначения» кирпичи советского производства, превращённые самарцем Андреем Сяйлевым в тома полного собрания сочинений Ленина. Их прибытие ожидается через 2-3 дня.
Большое внимание на выставке уделено теме смерти вождя и проблеме сохранения его тела как «тела революции». Здесь можно увидеть видеоинсталляцию арт-группы «Синие носы» – «Ленин, переворачивающийся в гробу», своего рода ответ страшилкам об оживающем в гробу по ночам Владимире Ильиче, которые до сих пор имеют хождение в Интернете. Чрезвычайно любопытна работа Джеймса Аугера и Джимми Луазо о трансформации биоматерии в электичество/энергию. Они решили, что мёртвые тела способны заботиться о живых, например, из них можно создавать светильники для вдов. А из тела Ленина – энергию для электрической лампочки.
Виталий Комар и Александр Меламид предложили ради сохранения Мавзолея как памятника культуры переделать его в трибуну с бегущей строкой, по размеру такой же, как гранитная плита с надписью «Ленин». Кстати, на превью выставки «Ленинские места», которое состоялось на недавно прошедшей «АРТ-Перми», многие молодые люди согласились с тем, что Ленина следует наконец предать земле, но только после того, как они на него посмотрят.
Также на выставке нашлось место и для псевдодокументальной серии фото с изображением брата-близнеца вождя – Сергея Ленина, вегетарианца, многожёнца и пропагандиста ислама как «последней надежды революции». Сергей Максимишин снял несколько фотографий, на которых Ленин – павший бог и сувенирный образ. А Иван Тузов посвятил самому авангардному политику XX столетия уже более тысячи работ в пиксельном стиле. Среди них «Ленин, спасающий Урал от метеорита».
Также кураторы выставки предложили пермскому зрителю поразмышлять о месте ленинских памятников в городском пространстве: что они сегодня значат, если их разрушить, как в конце прошлого года в Киеве, то чем заменить? Является ли лениниана наследием, нуждающемся в сохранении всех артефактов? Ленин – это «наше всё» или дырка от бублика? Если эти вопросы вам интересны, то эта выставка для вас.
Для отправки комментария зарегистрируйтесь на нашем сайте
если зарегистрированы на нашем сайте:
Если вы считаете, что этот комментарий необходимо удалить с сайта, то сообщите нам об этом и укажите причину удаления: