Фото: Дмитрий Санин
25 марта в театре кукол «Туки-Луки» (ДК Гагарина) был сыгран первый из трёх моноспектаклей - «Записки сумасшедшего» Гоголя. В следующие дни зрителей ожидает встреча с «Мыслью» Андреева и «Вишнёвым садом» Чехова, премьеры которых уже состоялись в этом сезоне. «Записки» же были показаны впервые.
Главный герой – Поприщин (его играет Ярослав Колчанов) – несомненно, маленький человек. Будучи мелким петербургским чиновником, занимающимся переписыванием бумаг, он мечтает. Но куда заводят эти мечты? Тело – в кровать, в которой он всё дольше и дольше задерживается. Не случайно слова «Большею частию лежал на кровати» становятся лейтмотивом и текста Гоголя, и постановки Якова Рубина (Камерный драматический театр Вологды). В голове же разыгрываются безумные комбинации: собаки умеют разговаривать и ведут переписку, женщины любят чёрта и, в конце концов, он сам – испанский король, потому что надо же кому-то быть испанским королём. Если обстоятельства жизни настолько плохи, что невозможно исполнить даже самую ничтожную мечту бедного во всех отношениях человека, то надо ему самому поверить в её реальность и утвердиться в ней. Белое полотно – единственное, что, помимо актёра, присутствовало на сцене, – служило вначале одеялом, в которое Поприщин закутывался, прятался от соблазнов (власти, денег, ускользающей немыслимой красоты), а затем мантией, «возвышающей» героя над суетой равнодушного к нему мира. В конце спектакля так же, как и в повести Гоголя, звучит крик гибнущей в психиатрической клинике души: «Матушка, спаси твоего бедного сына! урони слезинку на его больную головушку! <…> ему нет места на свете! его гонят!» И Поприщин исчезает за кулисой. Знаменитая театральная пауза, которую мало кто из современных режиссёров умеет выдержать, и… появляется любопытствующая голова героя: «А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?» Комедия замерла на краю обрыва в трагедию. Суметь не «упасть» – задача актёра.
На нём, собственно, и держится моноспектакль. Об этом много говорилось во время диалога со зрителями.
Если раньше посещали театр, чтобы увидеть любимых актёров, у них были поклонники, сегодня часто ходят посмотреть на богатые декорации, оценить работу художника, особенно в столицах. Будущее, в чём уверены организаторы фестиваля «MONOLOG», снова за актёрами. Неспроста уже год-два в Перми востребованы моноспектакли, которые дают возможность артистам уйти из-под власти режиссёра и раскрыть свой талант в прямом диалоге со зрителем. Театру «Туки-Луки» это уже удаётся.
Для отправки комментария зарегистрируйтесь на нашем сайте
если зарегистрированы на нашем сайте:
Если вы считаете, что этот комментарий необходимо удалить с сайта, то сообщите нам об этом и укажите причину удаления: