
Виктор Шендерович выступил перед пермяками
5 марта в органном зале Пермской филармонии выступил писатель-сатирик Виктор Шендерович.
В рамках проекта музея «Пермь-36» «ПИЛОРАМА. ПРОДОЛЖЕНИЕ» с программой «ШЕНДЕРОВИЧ ЖИВЬЕМ!» 5 марта в Органном зале Пермской филармонии выступил писатель-сатирик, автор и ведущий программ на радио и ТВ Виктор Шендерович.
Вечер с Шендеровичем состоялся на следующий день после дня выборов президента России. Но комментарии, как анонсировалось, этого важного политического события от популярного журналиста зрители, как бы ни хотели, не получили в необходимом объёме.
Писатель-сатирик прочитал пермякам заметки из книги «Изюм из булки», стихи, репризы и пародии, как из новинок репертуара, так и заслужившие звание «шендевров».
Вот несколько цитат: «Нужно быть полным идиотом, чтобы верить всему тому, что происходит», «К популярности лучше не привыкать», «В самом начале 90-х, когда советская власть ещё была, но еда уже закончилась, деньгами можно было заинтересовать только нумизматов…», «Иногда в истории очень многое решает дата», «Сколь мне надо ещё лечиться, чтобы понять то, что происходит»…
Как пишет Шендерович, книга «Изюм из булки» является сборником записей мемуарного характера. Записи связаны хронологией и логикой рассказа — при этом почти каждая пригодна для отдельного прочтения и существует сама по себе как факт жизни и/или литературы. Чтобы понять, подходит ли вам данная книга, откройте ее наугад на любом месте и попробуйте прочесть любую главку. Если вам стало неинтересно, немедленно закройте книгу, откройте наугад еще раз и начните читать снова. Если вы открыли книгу наугад три раза и вам стало неинтересно, значит, вы ошиблись автором. Ни в коем случае не покупайте её!
Несколько историй…
«Если победят наши…» …20 августа 1991 года, когда чаша весов колебалась, и неясно было, чья возьмет, в Чите, под аккомпанемент радиостанции, ведущей прямой эфир с улиц ночной Москвы, один мой приятель сцепился с подполковником КГБ. Тот, разумеется, был за ГКЧП. Упершись друг в друга лбами, они до хрипоты проспорили на чьей-то кухне целый день, поминутно прерываясь на последние новости.
В Москве стреляли. Развязки не было, и они снова упирались друг в друга лбами. Наконец спор иссяк по причине полной непоколебимости сторон, и, уходя, подполковник сказал… О, как он сказал!
Он сказал: «Запомните! Если победят ваши — этого разговора не было!» И, подумав, добавил: «Если победят наши — вы ответите за свои слова!»
«Выбор народа». А эту сценку я наблюдал через год после тех президентских выборов. За соседним столиком тяжело напивались люди, будто вышедшие живьем из анекдота про новых русских: бычьи шеи, золотые цепи… Они приехали в Москву из Вологды — «решать вопросы». Вопросы решались тяжело; опознав, братки призвали меня к ответу за всё и велели сказать, когда в России закончится бардак и прекратится коррупция.
Тут меня одолело любопытство.
— Простите, — спросил я, — а вы за кого голосовали?
Выяснилось: двое из пяти «быков» голосовали за Ельцина, двое за Жириновского, а один — вообще за Зюганова. И проголосовавши таким образом, они с чистой совестью напивались в ожидании, когда прекратятся бардак и коррупция.
«Русская Швейцария»… Зима 2000 года, горные районы Чечни. Командующий федеральными войсками генерал Казанцев угощает журналистов и в застолье добродушно шутит:
— С вас всех, — говорит, — надо снять по паре дней отпуска. Смотрите, куда я вас привел! Красота! Горы, сосны, воздух… Швейцария!
— Лишь бы швейцарцы не вернулись, — мрачно заметил телеоператор НТВ.
«Подъем духовности вручную». В новейшее время начальство в полном составе рвануло в сторону духовности. Обкомы в полном составе перешли в православие, и не осталось ни одного офицера КГБ, который не отметился бы со свечкой у алтаря. И вот — весна 1994-го, Кремль, Соборная площадь; из церкви, под перезвон колоколов, при большом скоплении народа выходят президент и патриарх. И Борис Николаевич, расчувствовавшись, говорит:
— Россияне! Поздравляю вас с Пасхой — и, значит, с рождением Христа!
Как говорится, чтобы два раза не вставать.
Примерно в это же благословенное время в церковь рангом поменьше, предварительно собрав вокруг себя несколько телекамер, пришел Жириновский. Пришел, решительным шагом прошел к образам, собрал в горсть пальцев сколько Бог дал — и начал класть на себя крест.
Путь ото лба к животу Владимир Вольфович прошел безошибочно, а дальше задумался. Стоит, жменю у пупа держит и к которому плечу ее вести — не знает, благодетель.
Впрочем, наш брат журналист тоже отличился на ниве православия. Пасхальный репортаж из Елоховского собора корреспондент НТВ закончил так:
— Христос воскресе! С места события — Иван Волонихин…
…А счет на восстановление храма Христа Спасителя был открыт в Дзержинском отделении Жилсоцбанка, в Безбожном переулке. Есть еще вопросы?
Виктор Шендерович отметил, «Изюм из булки» каждый раз пополняется новыми байками: «Ветер постоянно приносит в уши какую-нибудь историю».
В один момент выступление писателя попытались прервать вопросами, на что Шендерович сказал: «Не хочется сбивать ритм выступления, но если вы очень настаиваете…Только не задавайте вопросов, когда уйдёт Путин?» Зал при этом больше не среагировал и монолог со сцены после минутной паузы продолжился: «Политика – воздух, которым мы дышим, она невольно залезает во всё, о чём мы говорим. Я пытаюсь писать о чём-нибудь другом для забытья…»
«О пользе пьянства». Встречаю как-то в театре Сатиры добрейшего Михаила Державина, и он вдруг говорит:
— Знаешь, Витя, а я ведь вступил в «Единую Россию».
— Как же это вы, — говорю, — Михал Михалыч, не убереглись?
— Да вот, позвонили, сказали: давай вступай, — ответил Державин. — А я всегда вступаю в партию. Такая судьба. Я и в КПСС вступил. Вызывает меня Плучек и говорит: Миша, надо вступать. Я говорю: почему я? Почему не Шура, не Андрей? Плучек говорит: они евреи, а пришла разнарядка на русского. Я говорю: тогда Папанов. Плучек замахал руками: предлагал, говорит! Папанов сказал: мне в партию нельзя, я напьюсь и потеряю партбилет!
Жалко Державина. Хороший человек, но непьющий.
Напоследок хочется отметить...
Прочитав одну из историй про Виктора Черномырдина, Шендерович сказал, что испытывает к нему тёплые чувства. Фразы Черномырдина – цитаты на века: «Да мы с вами так жить будем, что наши дети и внуки нам завидовать будут», «Отродясь такого не было и вот опять то же самое», «На вопрос - почему в Вашем правительстве не было женщин, Черномырдин ответил – не до того было».
Пермяки тепло приняли писателя, аплодисментами поддерживали выступление и не хотели по окончании сразу отпускать со сцены. Шендерович ко всему сказанному прочитал пару анекдотов про эпоху Путина, сказав при этом, что анекдоты - лучшие учебники истории, и закончил вечер стихотворением:
Посмотри, как прекрасен мир! —
Паутину плетет паук,
Он в нее поналовит мух,
И не будут вокруг жужжать.
Будет полная благодать —
Запоет на лугу рожок,
А потом упадет снежок,
А весною прорвет трубу.
Я видал это все в гробу,
Извините за выраже...
Я давно не взлетал уже,
Но покамест еще жужжу.
Юлия Новикова
Ссылки по теме:
- Пермяков призвали не забывать про обещания Путина и заставить его исполнить их
- «Свободные граждане несвободной России» собрались на митинг
- Виктор Шендерович подведёт итоги выборов
- В Перми выступит Виктор Шендерович