В рамках фестиваля «Текстура» состоялся показ спектакля «Лед» Корнеля Мундруцо по пьесе Владимира Сорокина
С нами что-то сделали на этом спектакле. Но как теперь объяснять тем, кто не был, почему из зала выходили одухотворённые люди, словно они только что практиковали цигун, а не смотрели спектакль с элементами порнографии?
Преподаватель истории театра в университете советовала смотреть до конца, перетерпеть весь первый акт, преподаватель литературоведения в антракте убедила вернуться в зал. «Умру, но в зал снова зайду», - думалось.
Сцена представляет собой двухэтажный дом: кухня, гостиная, ванная комната. Наряжена ёлка, вокруг стола сидят люди и поют рождественскую песню. Тихое пение прерывается истошным криком: одного из сидящих растянули на столе и бьют по груди ледяным молотком. Оборудование для параллельного перевода работало не с самого начала, поэтому и песню, и момент, как тогда казалось, убийства мы слышали на чужом языке.
Первый акт длится около двух часов, зрители сидели прямо на сцене, в полуметре от них одному за другим героям ломали грудину ледяным молотком, насиловали и избивали женщин, мылись, занимались сексом с проститутками и праздновали Рождество. Игра актёров безупречна, первый акт был настолько же правдиво страшен, как и необъяснимо прекрасен второй. Процедура перерождения одна и та же: залепить рот, связать руки и бить ледяным молотком в области сердца до тех пор, пока оно не назовёт твоё истинное имя. «И вдруг я почувствовал своё сердце. Есть тело, мясо какое-то бесчувственное, а сердце – это другое… Я почувствовал её сердце своим, не словами, а всполохами. И когда это началось, весь мир остановился…». Одному за другим вскрывали грудную клетку. И всё это на фоне крика, насилия, злобы, напряжения, секса и громкой музыки.
«Позволь мне поговорить с твоим сердцем?».
Во втором акте стулья зрительного зала были переставлены в квартиру. Нас натуральным образом вернули в тот мир, в котором мы живём. С новой сцены раскрывалась тайна всемирного заговора, рассказ самой старшей женщины, чьё сердце назвало имя Храм, объясняет и ледяной молот, и нападение фашистов, и падение тунгусского метеорита просто: планета Земля – ошибка Творения, мы, слышащие Истинный Свет, должны её уничтожить. Тем временем начатый со времён фашизма поиск зорких сердцем, приобрёл характер массовой казни. «Мы искали сестёр и братьев, - рассказывает Храм, а все сидящие за еловыми ветками сёстры и братья щёлкают орехи. – Но 99% всех, до кого мы пытались достучаться, оказались пустышками». И ещё пара десятков пустых орешков. Героям приходится перекрикивать музыку и нарастающий гул. «Не бойся», - эта фраза написана повсюду: на дверных косяках, на полу, на стенах. Внезапная тишина. В квартире, то есть зрительном зале, включается телевизор. Реклама оздоровительного аппарата «Лёд», наберите номер 232325323... Актёры смотрят на нас с любовью, добротой, выходя из зала, гладят по плечам, улыбаются. И ты сам выходишь из зала в приподнятом настроении, с ощущением Откровения как минимум, вокруг сплошь милые и добрые люди. Я упустила тот момент, когда с нами всеми что-то произошло, и теперь не могу объяснить окружающим, почему я после спектакля с элементами порнографии и насилия вышла с ощущением добра и любви ко всему человечеству. Мундруцо как будто показал фокус, но разбираться в технологии немыслимо, потому что о ловкости рук ты не думаешь, ты понимаешь: это – профессиональная магия.
Для отправки комментария зарегистрируйтесь на нашем сайте
если зарегистрированы на нашем сайте:
Если вы считаете, что этот комментарий необходимо удалить с сайта, то сообщите нам об этом и укажите причину удаления: