Фото: Дмитрий Санин
14 декабря в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина в рамках проекта «Пермский открытый университет» прошёл литературный вечер известного российского писателя Виктора Ерофеева. Пермь стала первым провинциальным городом, в котором был представлен его новый роман «Акимуды».
Почитателей таланта Ерофеева оказалось меньше, чем, скажем, Захара Прилепина, которого по-отечески «энциклопедист русской души» назвал «бритеньким» и признался, что по-прежнему ценит в современной литературе Дмитрия Пригова и Владимира Сорокина. Как здесь было не вспомнить постмодернистскую троицу под ёмким названием «ЁПС»!
Кстати, несмотря на скандальность «входа» Ерофеева в российскую словесность (на его «Русскую красавицу» было написано две сотни отрицательных рецензий), сегодня он чувствует себя глубоко русским писателем, который не собирается менять место жительства ни при каких соблазнах западной цивилизации. Более того, на вечере Ерофеев очень долго и проникновенно говорил о том, что литература — это тайна, которую он так и не разгадал. В России, по его мнению, её недооценивают как консолидирующую силу нации, неустанно транслирующую нашу национальную идею — вечный поиск смысла жизни.
- Русского человека никогда не интересовала информация, его волновали метафизические вопросы бытия. Ему свойственно себя ругать, видеть одни недостатки, однако надо стараться обнаруживать и хорошее, прислушиваться к себе, — уверен писатель.
Вот и в этот раз Ерофеев оказался пленником не только языка, но и необычного сюжета. «Акимуда» — самый «толстый», как отметил автор, его роман, кое-чем похожий на «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова. Во-первых, действие разворачивается тоже в Москве, в которой открывается посольство Акимуды, несуществующей страны. Во-вторых, на первые страницы писатель щедро выкладывает зарисовки столичной жизни и размышляет о нравах москвичей. Заканчиваются они, правда, тем, что на станции Маяковская начинается нашествие мертвецов, и звучит лозунг: «Россия для мертвых!» Россия подвергается мистическому испытанию, которое приводит к воскрешению «отцов» и беспощадной войне между мертвыми и живыми.
Удивительным образом сам роман с его ключевым вопросом «Зачем мы существуем?» оказался своего рода воскрешением проекта Николая Фёдорова, лёгшего в основу недавней выставки Пермской художественной галереи «Философия общего дела». Видимо, неспроста в первую очередь роман попал в руки пермского читателя. Мистика, да и только...
Для отправки комментария зарегистрируйтесь на нашем сайте
если зарегистрированы на нашем сайте:
Если вы считаете, что этот комментарий необходимо удалить с сайта, то сообщите нам об этом и укажите причину удаления: