Фото: Лилия Пустовалова
В Пермь прилетела президент Совета фестиваля «Текстура» Ингеборга Дапкунайте. В плотном графике конкурсных просмотров актриса нашла время для интервью «Новостям Перми».
- Я знаю, что у вас как главы Совета фестиваля есть право включения в программу тех или иных работ. Воспользовались ли вы этим?
- Нет, я полностью полагаюсь на наших экспертов. И не зря, потому что о программе этого года я слышу только положительные отзывы. В совете даже уже есть небольшая паника: что делать? кому присуждать победу? Многие ее достойны.
- Среди тем конкурсных работ явно выделяется общественно-политический блок: про митинги, столкновения с полицией, скандальные акции искусства авторы рассказывают чуть ли не в каждом спектакле, сценарии, фильме фестиваля… Не переносит ли это повествовательное поле «Текстуры» из темы «Сегодня» в тему «Политика»?
- Политика – это часть нашей жизни, а искусство – это то, что происходит вокруг нас. В Советском союзе социальные пьесы, спектакли, фильмы лимитировались как пропагандистские, сейчас мы живём в демократическом обществе, и художники говорят о том, что их волнует. Тематика нашего фестиваля – современность, мы приветствуем разные взгляды – в этом наша оригинальность.
- А широкое раскрытие молодежной тематики на фестивале – это случайность или тенденция современного кино, театра?
- Я не могу сказать. Для меня было большой радостью вчера видеть толпу молодых людей, стремящихся попасть на фильмы, спектакли, короткие пьесы. Вы, наверняка, слышали стереотипное мнение, что современная молодежь только и делает, что сидит в контактах, фэйсбуках и в компьютерных играх, никто в театр не ходит. На «Текстуре» это не так. Может быть, причина еще и в том, что многие авторы - сами молодые люди, которые творят сегодня и которые интересны молодежи.
- На фестивале есть внепрограммные спонтанные движения, например, литературные беседки, когда члены совета и участники читают свои, чужие стихи часы напролёт. Из эмоциональных рассказов Веры Полозковой о Павле Лунгине, который читает раннего Маяковского, возникает желание это всё увидеть и услышать самому, не пропустить. Возможно ли, чтобы такая форма творчества тоже вошла в программу наряду с мастер-классами и публичными интервью?
- Есть такое понятие, как «неповторимость спонтанности». Прелесть импровизации и состоит в том, что её нельзя повторить. Если вы попробуете повторить что-то еще раз с усилием, это может не получиться. Поэтому в таких ситуациях надо расслабиться и сказать: «Вот был прекрасный момент!». Хотя в некоторых случаях из таких спонтанных моментов как раз и зарождаются прекрасные вещи.
- В программе «Имя» вы работали над читкой пьесы Петра Зеленки «Очищение». Вы давно знакомы с драматургом, его творчеством?
- С Петром мы познакомились вчера, если хотите интимных подробностей (смеётся). Работать над читкой начали вечером. Я бы не придавала такого огромного значения читке, потому что это всё-таки знакомство с работой – мы пытаемся познакомить публику с творцом, которому в этом году вручается премия «Имя», со всех сторон творчества. Читка – это не спектакль, очень трудно прочесть целую пьесу, чтобы не потерять внимание зрителей, поэтому «Очищение» будет немного сокращено – сам Петр это предложил.
- «Текстура» проводится третий год. Вы наблюдаете какие-то изменения: больше людей интересуются, покупают «вездеходы», более активно участвуют в обсуждениях?
- Я встречаю больше людей, которые слышали о «Текстуре», и это очень важно!
- Может быть, стало больше образованной публики?
- Я не верю в теорию, что публика – дура, а кино и театр её воспитывают. Не надо недооценивать публику! Зрители придут, если мы будем показывать хорошие, интересные вещи, и я не сказала бы, что мы занимается каким-то воспитанием. Мы привозим разное, актуальное и даём возможность это увидеть. Те, кому интересно, посмотрят.
- Когда проходят фестивали, то многие зрители, не успевая посмотреть всё, впадают в уныние. У вас не портится настроение от того, что вы не успеваете посмотреть что-то очень обсуждаемое?
- Из-за этого? Никогда! Я всегда думаю, что я это ещё посмотрю! Если есть что-то интересное, то это уже хорошо! Я придерживаюсь высказывания «Я тебе завидую, что ты не видел ещё этого фильма! У тебя всё удовольствие впереди!». Сейчас я завидую тем, кто ещё не видел работу Каракса «Holy Motors» и другие фильмы и спектакли «Текстуры-2012».
- Есть ли уже планы на следующий фестиваль?
- Пока нам надо закончить этот (улыбается). Мы ОЧЕНЬ надеемся, что в следующем году фестиваль будет проходить в Перми.
- Есть вероятность его переезда?
- Никогда не знаешь, что будет…
Для отправки комментария зарегистрируйтесь на нашем сайте
если зарегистрированы на нашем сайте:
Если вы считаете, что этот комментарий необходимо удалить с сайта, то сообщите нам об этом и укажите причину удаления: